Штурман (в авиации на морском и речном флоте)

Профессия "Штурман" (в авиации, на морском и речном флоте, наземного транспорта)
по предмету труда относится к типу – "человек–знаковая система"; по характеру труда является профессией творческого класса.
Назначение профессии "Штурман" (в авиации, на морском и речном флоте, наземного транспорта): контроль за ходом движения транспорта по заданному курсу. Штурман – от голландского stuurman; stuur – штурвал, man – человек.
Судовождение – процесс управления движением судна на основе непрерывного визуального или инструментального контроля за условиями передвижения, курсом, скоростью, местоположением и состоянием судна.
Основные решаемые задачи профессии "Штурман" (в авиации, на морском и речном флоте, наземного транспорта):
  • управление воздушным, наземным, подводным или надводным транспортом;
  • прокладывание курса, счисление пути, отметка передвижения на карте;
  • выбор оптимального пути следование (обход грозовых фронтов);
  • контроль исправности работы навигационных приборов.
Профессия "Штурман" (в авиации, на морском и речном флоте, наземного транспорта) требует от специалиста интеллектуальных, физических и нервно–психических затрат. Профессиональная деятельность, прежде всего, подразумевает реализацию известных заранее процедур, выполнение поставленной задачи.
Основой профессии "Штурман" (в авиации, на морском и речном флоте, наземного транспорта) выступают
школьные знания: специальные знания:
  • география;
  • математика;
  • физика.
  • геодезия;
  • топография;
  • картография;
  • метеорология;
  • навигация.
Штурман (в авиации, на морском и речном флоте, наземного транспорта) осуществляет деятельность в помещении за рабочим местом и на борту судна. Деятельность штурмана осуществляется неотрывно от коллектива. Обычно профессиональное общение происходит непосредственно, с помощью технических средств связи.
Профессионально–важные качества профессии "Штурман" (в авиации, на морском и речном флоте, наземного транспорта):
  • дисциплинированность;
  • организованность, самодисциплина;
  • ответственность;
  • пунктуальность, педантичность;
  • самодостаточность (ориентация на собственные силы, уверенность в себе, чувство самоэффективности);
  • самообладание, эмоциональная уравновешенность, выдержка;
  • способность рационально действовать в экстремальных ситуациях;
  • старательность, исполнительность;
  • хорошо развитые свойства ощущений и восприятия (зрение, слух, обоняние, осязание);
  • концентрированность внимания;
  • помехоустойчивость внимания;
  • развитый объем внимания (способность одновременно воспринимать несколько объектов);
  • умение подмечать незначительные (малозаметные) изменения в исследуемом объекте, в показаниях приборов;
  • аналитичность (способность выделять отдельные элементы действительности, способность к классификации) мышления;
  • логичность мышления;
  • математическое мышление;
  • оперативность (скорость мыслительных процессов, интеллектуальная лабильность) мышления;
  • стратегическое мышление;
  • техническое мышление;
  • предметность (объекты реального мира и их признаки) мышления;
  • хорошо развитые мнемические способности (свойства памяти);
  • хорошее общее физическое развитие – выносливость, координированность, сила, быстрота;
  • умение четко и кратко формулировать информацию;
  • переносимость статических физических нагрузок;
  • сохранение бдительности в условиях однообразной деятельности (монотонии);
  • сохранение работоспособности в некомфортных температурных условиях;
  • сохранение работоспособности в условиях знакопеременных перегрузок (в том числе укачивания);
  • сохранение работоспособности в условиях воздействия вибрации;
  • сохранение работоспособности в условиях воздействия разнонаправленных перегрузок;
  • умение быстро ориентироваться в окружающей обстановке;
  • умение интенсивно работать в течение длительного времени без снижения результативности;
  • навыки письменного изложения информации;
  • навыки черчения;
  • умение правильно и эффективно распределять время;
  • умение прогнозировать ситуацию;
  • умение принимать адекватные решения;
  • умение работать в команде.
Заболевания, противопоказанные для профессии "Штурман" (в авиации, на морском и речном флоте, наземного транспорта):
  • заболевания сердца или нарушения артериального давления;
  • нервно–психические расстройства;
  • судороги, потери сознания;
  • употребление наркотиков, зависимость от алкоголя;
  • некорректируемое снижение остроты зрения;
  • нарушение цветоразличения, бинокулярного зрения;
  • расстройства слуха;
  • вестибулярные расстройства, нарушение чувства равновесия;
  • расстройства координации движений;
  • дрожание рук;
  • расстройства речи;
  • боязнь высоты;
  • хронические инфекционные заболевания;
  • выраженные физические недостатки.
Уровень образования профессии "Штурман" (в авиации, на морском и речном флоте, наземного транспорта)
Для овладения профессией "Штурман" (в авиации, на морском и речном флоте, наземного транспорта) необходимо либо начальное, либо среднее, либо высшее профессиональное образование. Направления: ВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ, ЭКСПЛУАТАЦИЯ ТРАНСПОРТА, МОРСКАЯ ТЕХНИКА.
Специальности начального профессионального образования:
  • 260205 – Штурман
Специальности среднего профессионального образования:
  • 160504 – Летная эксплуатация летательных аппаратов
  • 160902 – Обслуживание летательных аппаратов горюче-смазочными материалами
  • 180406 – Морское судовождение
  • 180407 – Судовождение и эксплуатация технического флота
  • 180408 – Судовождение на внутренних водных путях и в прибрежном плавании
Специальности высшего профессионального образования:
  • 180103 – Судовые энергетические установки
  • 180104 – Судовое оборудование
  • 180105 – Техническая эксплуатация судов и судового оборудования
  • 180200 – Системы объектов морской инфраструктуры
  • 180201 – Системы электроэнергетики и автоматизации судов
  • 180202 – Системотехника объектов морской инфраструктуры
  • 180303 – Автоматические системы управления морской техникой
  • 180304 – Морские информационные системы и оборудование
  • 180305 – Корабельные автоматизированные комплексы и информационно-управляющие системы
  • 180400 – Эксплуатация водного транспорта и транспортного оборудования
  • 180401 – Гидрография и навигационное обеспечение судоходства
  • 180402 – Судовождение
  • 180403 – Эксплуатация судовых энергетических установок
  • 180404 – Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики
Квалификации: 65 – Морской инженер, Инженер. СПЕЦИАЛЬНОСТИ ВЫСШЕЙ НАУЧНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ: 75442 – Гироскопы, навигационные приборы и комплексы; 75442 – Навигация и управление воздушным движением; 75442 – Судовождение; 75442 – Водные пути сообщения и гидрография; 75442 – Эксплуатация водного транспорта
Учебные заведения, обучающие профессии "Штурман" (в авиации, на морском и речном флоте, наземного транспорта):
* Информация размещена бесплатно. Для опубликования информации об учебном заведении подайте заявку используя стандартную форму сообщений
ПОПУЛЯРНОСТЬ И ВОСТРЕБОВАННОСТЬ ПРОФЕССИЙ
Профессиографическое исследование проводилось Столичным психологическим центром профориентации. Все подготовленные материалы даны в качестве ознакомительной иллюстрации. Вы можете оказать помощь по дополнению профессиограмм своими заметками, историями и наблюдениями, для этого необходимо написать нам

Внимание! При копировании материалов профессиограммы ссылка на ресурс обязательна!
А Б В Г Д Ж И К Л М Н О П Р С Т Ф Х Ш Э Ю
ЧЕЛОВЕК–ПРИРОДА     |    ЧЕЛОВЕК–ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА     |    ЧЕЛОВЕК–ТЕХНИКА     |    ЧЕЛОВЕК–ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ     |    ЧЕЛОВЕК–ЧЕЛОВЕК

назад
Яндекс.Метрика
Rambler's Top100